Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая.
Сегодня функциональная грамотность – это умение применять полученные знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
Образовательные стандарты третьего поколения рассматривают функциональную грамотность как способность решать различные жизненные ситуации.
Развивают функциональную грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, которые формирует школа. Все способы деятельности подразумевают, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые позволят получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире профессий.
Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями;
Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты;
Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни;
Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения;
Глобальные компетенции — способность критически рассматривать с разных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия. Открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми;
Компьютерная грамотность — заключается в умениях работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности; пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами; знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях.
1. Нормативные документы, регламентирующие внедрение функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» |
|
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №590, Министерства просвещения Российской Федерации №219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» |
|
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.10.2023 №1358-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2023/2024 учебный год» |
|
Распоряжение Комитета по образованию от 08.09.2023 № 1195-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга на 2023/2024 учебный год» |
2. Локальные акты школы, регламентирующие внедрение функциональной грамотности
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ школы № 438 Приморского района Санкт-Петербурга на 2024/25 учебный год |
3. Методические материалы для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся
Что значит быть грамотным в XXI веке. Методические материалы для педагогов и родителей |
4. Полезные ссылки